
Мои постоянные читатели знают, что я – фанат метро. А питерский метрополитен – один из самых красивых в мире! Поэтому каждый раз я с удовольствием спускаюсь по бесконечным эскалаторам вниз, в переплетение подземных тоннелей и мчусь в темноту…
Местные жители могут упрекнуть меня, что, мол, сунься в метро в час пик. Много ты там удовольствия получишь? Но я ж не дурак. Я приезжаю в Петербург туристом, спускаюсь в эти подземные магистрали, когда местные или на работе, или уже сидят по домам. И кайфую!
Петербургский (тогда ещё ленинградский) метрополитен был открыт в 1955 году, хотя его необходимость обсуждалась с начала 20 века. Однако то одни, то другие события и глобальные потрясения мешали воплотить в жизнь столь грандиозный проект. И лишь по окончанию Второй мировой войны развернулось масштабное строительство, а открытый в 1955-м Ленинградский метрополитен стал вторым на территории Советского союза (после московского).
С тех пор прошло уже более 70 лет, а питерское метро продолжает развиваться (путь и не такими быстрыми темпами, как некогда планировалось). В наши дни сеть подземного транспорта насчитывает 6 линий, на которых расположено 75 станций. При этом, последняя линия была открыта буквально в конце прошлого года (26 декабря), но состоит на данный момент из всего двух станций – Путиловской и Юго-Западной.
Петербургское метро уникально тем, что является самым глубоким в мире по средней глубине залегания – около 60 метров, при том, что самая глубокая станция – Адмиралтейская – уходит вглубь аж на 102 метра, являясь второй по глубине во всё мире и уступая лишь Арсенальной Киевского метрополитена (105,5 метров). Связана такая серьёзная глубина залегания с тем, что метро проложено в очень сложном грунте, неоднородном и перенасыщенном водой.
Кроме того, в местном метро впервые в мире была опробована технология строительства станций закрытого типа, или так называемых «горизонтальных лифтов». Это такой тип станций, где перроны отделены от железнодорожного полотна стенами с автоматическими дверьми. Поезд подъезжает, останавливается в строго определённом месте, чтоб пары дверей на станции и в вагонах совпадали, после чего производиться посадка и высадка пассажиров. Впрочем, вы и сами вскоре увидите эти станции на фото.
Так что Петербургское метро – это не просто очередной вид транспорта, а настоящий инженерный подвиг и памятник эпохе!
В этот раз я вдоволь покатался на нём по разным веткам и поснимал как красивейшие «классические» станции 50-х годов, так и утилитарные позднесоветские, а также не забыл и про интересные современные образцы. Погнали!
Ну а начнём мы с наиболее сочных станций. С настоящих подземных дворцов, которые сосредоточены на самой старой, красной ветке. По оной я доехал до станции Автово (дальше вглубь окраин нет смысла ехать), которая, ни много ни мало, считается одной из самых красивых станций метро в мире! И она, безусловно, прекрасна. Это – именно та самая сталинская роскошь, те самые «излишества», от которых буквально за полторы недели до открытия станции было призвано отказаться с высоких трибун ЦК КПСС. И которая приковывает к себе внимание даже спустя 70 лет, тогда как большинство более поздних, сугубо функциональных объектов не вызывают уже ни малейшего интереса.



После Автово мы садимся на поезд и едем в сторону центра. Следующая остановка – Кировский завод.
Чуть проще, но всё ещё интересно. Особое внимание приковывают барельефы на промышленную тематику.


Далее у нас по списку – Нарвская. Кстати, заглавное фото к нашему сегодняшнему посту – как раз с этой станции.


Далее я пропустил несколько не самых привлекательных станций и вышел на Площади Восстания. Со стороны может показаться, что прокатиться на метро и поснимать интерьер – плёвое дело (я и сам так наивно полагал), но у меня ушёл буквально час только на то, чтобы доехать от Лесной до Автово и вернуться назад в центр. А впереди были ещё и другие ветки, которые мне хотелось посетить.
А Площадь Восстания тоже очень классная.


С неё есть прямой переход на Маяковскую (зелёная ветка). Эта линия примечательна тем, что на ней много станций закрытого типа, в которых, как я уже говорил выше, нет прямого доступа к железнодорожным путям, а двери открываются по принципу горизонтального лифта, когда к ним подъезжает поезд.
Зачем так? Ну, вы ж читали Глуховского, правда?


Ещё одна центральная станция подобного типа – Гостиный двор.


Но вообще станции закрытого типа встречаются не только на зелёной ветке. Вот, например, «синяя» Петроградская.

Но меня больше интересовала всё-таки зелёная линия – именно на ней находятся две наиболее интересные современные станции питерского метро. Одна из них – конечная Беговая.

Другая – Зенит, на которой расположены макеты трофеев одноимённого футбольного клуба.


Обе новые станции – тоже закрытого типа, но уже современные, со стеклянными стенами и дверьми.

А теперь перейдём к более «приземлённым» станциям, коих и в петербургском метрополитене, увы, большинство.
У того, кто никогда не бывал в Северной столице России могло, наверное, сложиться ложное представление, что местное метро – это какое-то чудо под землёй. И с технической точки зрения это, безусловно, так, но вот в плане интерьеров большинство станций выполнены максимально утилитарно и ничем не отличаются от большинства метрополитенов мира. Ниже – несколько примеров.
Пионерская.

Невский проспект.

Чёрная речка.

Лесная.

Как видите, трудно назвать их привлекательными.
А теперь давайте хотя бы мельком взглянем на подвижной состав.

В петербургском метро курсирует огромное количество поездов из самых разных технологических эпох. Самые старые повстречались мне на синей линии.

На зелёной – уже что-то более приличное.

Ну а самые новые – «Балтийцы» – были обнаружены мною на красной ветке.

Ещё одной знаковой достопримечательностью петербургского метро являются «бесконечные» эскалаторы. Безусловно, конец есть у всего живого (а движущаяся лестница, несомненно, таковой и является), но когда смотришь сверху вниз, и вместо станции видишь лишь убегающие вниз ступени, которые сходятся в далёкой одинокой точке, создаётся именно что ощущение бесконечности, в которую движется весь этот ряд людей. И ты вместе с ними.
Длина самого грандиозного из эскалаторов составляет около 137 метров, а располагается оный на станции Адмиралтейская (на фото – не он, если что).

Но пора нам выбраться наружу и, сощурившись от непривычного дневного света, взглянуть на наземные павильоны, ведущие к паутине подземных железнодорожных путей. И самой интересной и необычной можно назвать «летающую тарелку» Горьковской. Она довольно новая – её открыли в 2009 году на месте невзрачного советского сооружения. Несмотря на неоднозначные оценки, выглядит она очень круто и тематически дополняет располагающийся неподалёку планетарий.


Большинство же наземных павильонов выглядят максимально скучно, и на фоне окружающих их построек выделяются разве что только своей небольшой этажностью.
Чёрная речка.

Пионерская.


Из более нового (но не более красивого) – Крестовский остров.

Но, разумеется, не метрополитеном единым богат общественный транспорт Петербурга. Например, именно здесь находится самая большая в России (и аж четвёртая во всём мире!) трамвайная сеть длиной в 231 километр, поделённая на 42 маршрута.
Разумеется, её обслуживает огромное количество самых разнообразных моделей трамваев – от суперсовременных до давно устаревших. Повстречать их все в рамках недельной туристической поездки просто невозможно, поэтому ниже – буквально несколько примеров.



Однако наибольший интерес вызывают новые 71-421Р «Довлатов» и 71-431Р «Достоевский», выполненные в стиле нео-ретро. Я от них был просто в восторге! В исторический облик центра города они вписываются просто идеально!

Помимо трамвайной, в Санкт-Петербурге имеется ещё и гигантская троллейбусная сеть, снова являющаяся крупнейшей в России и второй в мире (после минской). 324 километра и 47 маршрутов. В общем, более чем солидно.

Ну и, конечно, автобусы. Но их везде навалом.

И, напоследок, местные электрички. Передвигаться на них можно как по городу (что намного быстрее, чем на любом другом виде транспорта), так и отправиться за пределы Санкт-Петербурга – в Ленинградскую область.
Подвижной состав до сих пор состоит из огромного количества старых составов, но внутри всё чисто и аккуратно. Пользоваться можно.


Как вы видите, Санкт-Петербург богат не только достопримечательностями, но и самым разнообразным общественным транспортом. Да, в часы пик от него лучше держаться подальше, но днём, когда все на работе, он готов предстать перед вами во всей своей красе.
А вы во время путешествий предпочитаете передвигаться на общественном транспорте, такси или личном/арендованном авто?
Ну и подписывайтесь на мои соцсети, перечисленные ниже. Там я всегда размещаю анонсы новых постов, так что вы не пропустите ни один из них. Потому что впереди нас ждёт ещё множество увлекательнейших путешествий!
До встречи!
* * *
Следить за выходом новых постов можно в следующих социальных сетях:



Да, общественный транспорт — всегда отличное погружение в местную ткань. И в Петербурге он далеко не худший, хотя и отнюдь не лучший в России.
Но тебе за этот пост достанется от местных 🙂 Горьковскую похвалил, псевдоретротрамваи тебе понравились… 🙂
Чтобы ты понимал, новый вестибюль метро вызвал море хейта, старый же пытались признать памятником архитектуры — и такая же ситуация сейчас со снесённым «Парком Победы». Что же до трамвая, то лично мне претит сама идея делать новое, но зачем-то называть это «ретро», я такого не понимаю. Имхо просто новые трамваи в центре смотрятся ничем не хуже. Но понятно, что это имхо.
Как имхо и всё прочее, разумеется. Вот всегда вопрос в личном восприятии. Я, по очевидным для тебя причинам, очень не люблю сталианс в любом его виде — в том числе и в метро, оные станции которого для меня неуютные и давящие. Как бы скучные примеры модернизма с их забавными вестибюлями для меня значительно приятнее, как и многие более поздние примеры.
Кстати, не уверен, что из новых именно край 3-й линии — самый интересный. Да, там есть двери, но стилистически и архитектурно «Горный институт» или южные станции 5-й линии мне нравятся куда больше — особенно «Обводный канал» и «Дунайская».
И да, жаль, что ты не покатался на траволаторе под Невой на «Спортивной» 🙂
Наш зоопарк с составами особенно удивителен на второй линии, проходящей через самый центр активно. Это наконец стараются исправить.
Ну так Горьковская выглядит офигенно! Ты старый павильон видел? Какой-то советский киоск. По поводу трамвая: ну так в искусстве и дизайне есть такое направление — нео-ретро, когда целенаправленно создают здания, технику или вот транспорт с мотивами ретро. И в рамках данного направления трамвай получился вот прямо выдающийся! По крайней мере, визуально.
По поводу сталинской архитектуры — да, тут дело вкуса. Мне лично она нравится, и эти станции, как яркие её примеры, разумеется тоже. По 5-й линии я изначально тоже планировал проехать, но не рассчитал время. 🙁 Возможно, когда-нибудь в другой раз.
Я согласен, я тут тоже никакого памятника не наблюдаю 🙂 Но такая реакция имеется, это да. Что до сочетания вестибюля Горьковской с окружением, то отсылка к Планетарию и правда интересная. Но сочетание с соседской застройкой очень такое себе. Хорошо, что вестибюль среди деревьев и на отдалении от других зданий, это несколько меняет контраст.
Возможно, это в проект трамвая и закладывали, не знаю. Но мне всё равно как-то не особо.
Пятую линию на будущее оставь в планах 🙂 И Горный институт тоже 🙂
Ну так а разве е и не строили такой в дополнение к планетарию? Мне казалось, что в этом и был замысел проекта.
Понятно, так и запишем: стиль нео-ретро тебе не нравится. 🙂
Возможно, честно говоря, сходу уверенно не могу прокомментировать.
Ну всё же не совсем так. Скорее тут разница между непониманием и антипатией, а она явно есть. Вот в случае со сталиансом у меня именно антипатия 🙂 Тут всё сложнее, но я действительно плохо понимаю любые стили условного возрождения прежних стилей на новый лад.
Это как с чёрно-белым кино. Сейчас нет нужды снимать такое, но некоторые же снимают.
А ты знаешь, у меня, как ни странно, такое восприятие именно с архитектурой и другими городскими объектами прежде всего. Вероятно, потому, что ты в целом знаешь время съёмки фильма, когда смотришь его. А архитектура, имитирующая прошлое, вводит тебя как наблюдателя в заблуждение. Так ли это с обсуждаемым трамваем — сказать сложнее, но возможно, что тоже да
Ну это уже какие-то сугубо личные особенности восприятия )
Разумеется, но так и с любым творчеством, собственно 🙂 Оно без восприятия не работает 🙂
Само собой 🙂